Про детей, собак и искусство
Дети и собаки для искусства – это полная катастрофа. Сколько раз я убеждалась в этом, стоя с картинами на аллее и пытаясь продать хоть что-то. Отмечу, что картины мои, в основном, и особенно сейчас, во время демографического взрыва, рассчитаны именно на эту «агукающую» армию в памперсах. И именно она доставляет мне особое беспокойство, разве только еще собаки добавляют неприятностей. Первые все время пытаются схватить картины своими малюсенькими пальчиками, карябают их крохотными коготками, роняют, наступают, падают на них.
Однажды, собираясь домой и, складывая холсты в большущий мешок, я обнаружила на одном коричневые борозды, которые, похоже, появились от детских ручек, испачканных в шоколаде. Не так был страшен шоколад, если бы картина была написана маслом, но акрил не терпит, когда по нему возят тряпкой, чтобы что-то оттереть.
Другой раз радостный малыш бросился к картине и пытался своей маленькой попкой усесться на нее. Позже, когда я спросила знакомого психолога, чем в этот момент руководствовался ребёнок, та ответила, что, скорее всего, у ребёнка дома большая мягкая игрушка, на которую он садится, вот и перепутал.
А вот когда мы испытали истинный ужас, это когда ребёнок упал на картину и подпорка (благодаря ей работа вертикально стоит на асфальте), проткнула полотно в двух местах, и по только по счастливой случайности не поранила малыша, за которым, к слову, должна была следить мама. Не знаю, кто испугался больше – художники, ребёнок или его бестолковая мать, а именно она должна следить за адекватностью поступков своего отпрыска.
Кажется, молодые родители мало понимают, что картины руками не трогают, на них смотрят глазами. Чаще папа и мама с умилением наблюдают, когда их отпрыски хлопают по холстам своими липкими ладошками, в которых часто находятся обмусоленные вафли, печенья, шоколад. Подростки – те любят на роликах, скейтбордах и велосипедах проехаться в нескольких миллиметрах от стоящих картин, и победно глянув на тебя, пребывающего в шоке от такой жути, умчаться в даль.
На днях, один мальчишка долго крутился около нас, в руках у него были две длинные палки. Все время, которое тот болтался рядом, я боялась, что он проткнет какую-нибудь работу. В результате мальчишка просто схватил картину и побежал. Такое у меня было впервые, полотна воровали и раньше, но не так явно. Я заорала, ребенок работу бросил, и я тут же пожалела, что спугнула мальчишку, может быть эти нарисованные коты были ему нужнее, чем мне?
Хотя, однажды, цыганенок выпросил у меня небольшую картинку. Он радостно таскал ее, показывал маме и своим сестрам. А спустя некоторое время, когда табор ушел, я обнаружила ее в мусорке, сломанную и разорванную. Возможно, цыганенку очень хотелось иметь картину, но никто из взрослых не согласился ее нести до дома, а может быть, он сломал ее случайно.
Смешно винить ребенка, но вот о чем думают мамы и папы, когда их дети, пачкают, ломают, портят чужой труд. Чаще они включают доброго и справедливого родителя. Ребенок уже во всю лупит палкой по холсту, а родитель до сих пор стоит в нескольких метрах от побоища и ласково уговаривает шалунишку не хулиганить. Поэтому, когда покупатели подходят с детьми, приходится напрягаться.
Хуже детей – только собаки. На аллее, где мы, несколько художников, выставляли свои полотна, однажды появился рыжий пес. Отъявленный бандит. Любитель пробежаться по картинам, а последнюю пометить. И что интересно, метил он не по глупости, а ждал, когда мы отвлечемся, подбегал к работе, стоящей от нас дальше всех, хитро прищуривался и делал свое дело.
Однажды Миша, художник, угостил нас домашними пирожками, а когда пришел пес, угостил и его. Пёс сожрал пирожок и исчез, как потом оказалось, навсегда. Мы смеялись, что Миша своими пирожками отравил бедолагу, но с другой стороны, из нас-то никто не пострадал! Так мы разделались с четвероногим безобразником, а вот как научить молодых родителей правильно, а главное, вовремя сдерживать эмоции своих чад? Или их надо еще самих учить этики и эстетики современной жизни?
Ольга Конева