Перовская межрайонная прокуратура г. Москвы сообщает о результатах исполнения законодательства о противодействию терроризму на объектах жизнеобеспечения города Москвы и сообщает о порядке информирования правоохранительных органов о возможных фактах террор
Перовская межрайонная прокуратура г. Москвы сообщает о результатах исполнения законодательства о противодействию терроризму на объектах жизнеобеспечения города Москвы и сообщает о порядке информирования правоохранительных органов о возможных фактах террористической угрозы.
1. В 2016 году межрайонной прокуратурой проведено 40 проверок в сфере противодействия терроризму. Выявлено 133 нарушения закона (в прошлом году 83), внесено 34 представления об устранении нарушений действующего законодательства, по результатам рассмотрения которых 18 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности (в 2015 - 22 представления, привлечено к дисциплинарной ответственности 18 лиц), принесено 2 протеста (АППГ 0), по постановлению прокурора 36 лиц привлечено к административной ответственности (АППГ - 30), направлено 1 исковое заявление в суд (АППГ: 0).
Так, межрайонной прокуратурой выявлялись нарушения в деятельности антитеррористических комиссий районов Ивановское, Новокосино и Новогиреево по выполнению возложенных на них полномочий.
Работа комиссий носит зачастую формальный характер, реальная обстановка на территории района на заседаниях комиссий не обсуждается, состояние работы по противодействию терроризму, в частности работа органа внутренних дел в данном направлении не оценивается, статистические данные не анализируются.
На заседаниях Антитеррористической комиссии не обсуждаются проблемные вопросы, недостатки в работе, которые влияют на организацию работы по предупреждению террористических проявлений.
Поручения носят формальный характер, не ставятся конкретные цели и задачи. Не проводится анализ проделанной работы. Отсутствуют конкретные сведения о результатах исполнения принятых решений.
Состояние антитеррористической защищенности на потенциально опасных объектах района на заседаниях антитеррористических комиссий не исследуется, руководители данных объектов на заседания не приглашаются, что говорит о том, что цели, установленные п.4, ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», в полном объеме не достигаются.
В связи с указанными нарушениями межрайонной прокуратурой внесено 3 представления в адрес глав управ, по результатам 2 лица привлечено к административной ответственности.
В ряде торговых центров на поднадзорной территории выявлено, что в них не согласованы в установленном законом порядке паспорта безопасности и антитеррористической защищенности.
По данным фактам межрайонной прокуратурой внесено 4 представления об устранении нарушений законодательства, в случае неисполнения требований по которым будут предъявлены соответствующие исковые заявления в суд.
Также Перовской межрайонной прокуратурой г. Москвы совместно с УНПР ГУ МЧС России по г.Москве проведена повторная проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности и противодействии терроризму на объектах жизнеобеспечения г. Москвы - в ТЭЦ-11 им М.Я. Уфаева – филиале ПАО «Мосэнерго».
В ходе обследования в помещениях ТЭЦ-11 им. М.Я. Уфаева – филиал ПАО «Мосэнерго» вновь выявлены многочисленные нарушения требований противопожарной и антитеррористической безопасности, а также требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного назначения, часть из которых уже выявлялась ранее при проверке от 20.10.2015, и до настоящего времени не устранена. В этой связи межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ПАО «Мосэнерго» в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании выполнить мероприятия по устранению нарушений антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса.
2. Под противодействием терроризму в соответствии с п. 4. ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц в том числе, по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Одним из основных принципов противодействия терроризму, согласно ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ, является приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании п. 3.1. ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.2016 № 1040) в зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей:
а) место массового пребывания людей 1 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;
б) место массового пребывания людей 2 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;
в) место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.
Согласно п. 16 указанного постановления паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.
Несоблюдение названных требований влечет значительное снижение уровня антитеррористической защищенности и в случае совершения на его территории (в его помещении) преступления террористической направленности может повлечет значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а так же размера причиненного материального ущерба.
3. Порядок информирования правоохранительных органов о возможных фактах террористической угрозы.
При получении сообщения об угрозе совершения террористического акта необходимо:
- зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;
- при наличии автоматического определителя номера (АОНа) сразу записать определивпгийся номер на бумаге;
- при отсутствии АОНа или в случае, если он не сработал, не прерывать телефонного разговора, не класть телефонную трубку на аппарат, а положить ее рядом, с другого телефона позвонить на телефонный узел связи или дежурную часть ГУВД с просьбой установить номер телефона, откуда был сделан анонимный телефонный звонок;
- подробно записать полученное сообщение на бумаге;
По ходу разговора отметить:
- пол (мужской или женский) звонившего и особенности его (ее) речи;
- голос (громкий, тихий, грубый, веселый, невнятный и т.д.);
- темп речи (быстрый, медленный);
- произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом);
- манера речи (развязанная, с издевкой, с нецензурными выражениями), состояние (спокойное, возбужденное);
- звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, музыка, звук теле-, радиоаппаратуры, голоса и др.);
- тип звонка (городской или междугородний);
По возможности в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
- когда, кому и по какому телефону звонит этот человек?
- какие требования он (она) выдвигает?
- выступает ли в роли посредника или представляет группу лиц?
- на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
- как и когда с ним (ней) можно связаться?
- кому сообщить об этом звонке?
При поступлении угрозы в письменной форме (по почте и в различного рода анонимных материалах (записках, надписях, информации на диске и тщ.): после получения такого документа обращаться с ним максимально осторожно, стараться не оставлять на нем отпечатков своих пальцев;
- не мять документ, не делать на нем пометок. По возможности убрать его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку. Если документ поступил в конверте - его вскрытие производить только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами;
- сохранять все: документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, так как они могут содержать информацию о преступниках;
- зафиксировать круг лиц, имевших доступ к документу;
- не расширять круга лиц, имеющих доступ к документу;
- анонимные заявления направлять в территориальные подразделения УФСБ с сопроводительным письмом, в котором необходимо указать признаки анонимных материалов (вид, качество, каким способом и на чем исполнено), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением;
- довести полученное сообщение до территориальных подразделений УФСБ, ГУВД, МЧС.
4. К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и мероприятий, которые могут привлечь внимание террористов.
Общие рекомендации:
·обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов;
·никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра;
·у семьи должен план действий в чрезвычайных обстоятельствах, у всех членов семьи должны быть номера телефонов, адреса электронной почты.
·необходимо назначить место встречи, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации;
·в случае эвакуации, возьмите с собой набор предметов первой необходимости и документы;
·всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения;
·в доме надо укрепить и опечатать входы в подвалы и на чердаки, установить домофон, освободить лестничные клетки и коридоры от загромождающих предметов;
·организовать дежурство жильцов вашего дома, которые будут регулярно обходить здание, наблюдая, все ли в порядке, обращая особое внимание на появление незнакомых лиц и автомобилей, разгрузку мешков и ящиков;
·если произошел взрыв, пожар, землетрясение, никогда не пользуйтесь лифтом;
·старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло.
Безусловно важное значение имеет обеспечение безопасности детей.
·самым лучшим способом обучения является собственный пример;
·обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать;
·у каждой школы должен быть собственный паспорт безопасности, согласованный с правоохранительными органами и органом исполнительной власти.
·в школе необходимо ввести должность замдиректора по безопасности, с которым необходимо постоянно контактировать для обеспечения безопасности в учебном заведении.
В экстремальных ситуациях преподавателям образовательных учреждений необходимо:
·ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территорию объекта, установить системы сигнализации, аудио- и видеозаписи;
·ежедневно обходить территории;
·периодически проводить инспекции складских помещений;
·тщательно подбирать и проверять кадры;
·организовать и проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажи и практические занятия по действиям при чрезвычайных происшествиях;
·в случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России;
·не стараться самостоятельно обезвредить взрывное устройство;
·в случае необходимости приступить к эвакуации людей согласно имеющемуся плану.
Перовский межрайонный прокурор г. Москвы И.А. Федин