Отчёт ГБУ ТЦСО «Новогиреево»
Информация о деятельности ГБУ ТЦСО «Новогиреево» в 2014 году
(доклад на заседании совета депутатов муниципального округа Новогиреево 17.03.2015 г.)
2014 год для Территориального центра социального обслуживания «Новогиреево» проходил под знаком оптимизации деятельности учреждения, его двух филиалов – «Ивановский» и «Перовский», - продиктованной так называемой «дорожной картой» по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения города Москвы на период до 2018 года. При определенных ограничениях материальных и кадровых ресурсов было необходимо обеспечить более качественное социальное обслуживание, в полном объеме и без каких-либо потерь для клиентов.
Считаем, такая задача была выполнена. Каким образом?
Первое. Была завершена реорганизация отделений социально-медицинского обслуживания на дому. Сегодня в центре функционирует единая мобильная социальная служба. Если раньше медицинские сестры работали только с клиентами «своих» шести отделений социально-медицинского обслуживания, то после реорганизации посещают всех, кто состоит на домашнем обслуживании, - а это 31 отделение, свыше 3-х тысяч клиентов трех районов, нуждающихся в первичном медицинском уходе наших специалистов.
Второе. Была сохранена служба срочной социальной помощи по оказанию адресной продуктовой и вещевой помощи жителям районов, которая успешно перешла на электронный социальный сертификат по оказанию продуктовой помощи гражданам. Отпала необходимость в громоздких коробках, ушел в прошлое фиксированный набор продуктов, который нередко вызывал нарекания от клиентов. Клиенты сами выбирают необходимые продукты в специализированных торговых точках, и переход на такой вид услуги, безусловно, шаг вперед.
Так, в Новогиреево продуктовые наборы через электронные сертификаты получили более 4 тыс. человек, 827 - обеспечены одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, 260 обычных продуктовых наборов и 663 праздничных ко Дню матери было выдано семьям с детьми.
Продолжали обеспечивать горячими обедами ветеранов ВОВ через организации общественного питания - в течение года 185 человек получили данный вид социальной помощи. Более 984 человека получили талоны на бытовые услуги - химчистку, прачечную, парикмахерскую.
Все эти показатели соответствуют государственному заданию отчетного периода и даже по отдельным показателям увеличены по сравнению с 2013 годом.
Новая технология – оказание помощи через электронные сертификаты – была обкатана конце года на такой разовой услуге, как обеспечение товарами длительного пользования, что так же подтверждает большую эффективность в работе с клиентами.
Четвертое. В минувшем году у нас было задействовано 56 функциональных отделений, обслуживающих по различным направлениям около 50 тысяч малообеспеченных граждан районов Перово, Новогиреево и Ивановское.
В Новогиреево на картотечном учете состояло 15.7 тыс. человек, функциональных отделений – 14. Самые многочисленные из них - это отделения социального обслуживания на дому. В Новогиреево в них обслуживалось 1080 одиноких и одиноко проживающих граждан района. Значимость и важность этих структурных подразделений трудно переоценить. И поскольку в прошлом году отмечалась тенденция к росту очередности клиентов в эти отделения, большое значение здесь придавалось индивидуальному подходу к каждому человеку и к его жизненным обстоятельствам. Были внедрены профессиональные стандарты, договорная система отношений «клиент-учреждение», прорабатывались детали эффективного контракта с социальными работниками.
Пятое. Нами был задействован еще один немаловажный ресурс для оптимизации социальной сферы, как межведомственное сотрудничество со структурами, оказывающими услуги социально-медицинского патронажа, санитарно-гигиенические услуги, услуги по комплексной уборке квартир, мобильной бригады на дому, профилактике правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних и др.
К деятельности Центра активно привлечены пансионат ветеранов труда №19, психо-неврологический пансионат №12, Московский дом ветеранов. В Новогиреево три раза в месяц проводятся видеоконференции для клиентов с медицинским персоналом городской поликлиники №191.
Кроме того, созданная на базе детских отделений Служба индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, функционирует непосредственно с городской Комиссией по делам несовершеннолетних, ее районными подразделениями, другими заинтересованными органами, в том числе управами и муниципальными округами. И сейчас мы продолжаем работу по квалифицированной реабилитации детей, интегрированию их в образовательную среду, трудоустройство и достижение наибольшей независимости семей.
Впервые наше учреждение стало получать квоты на места в реабилитационных центрах для инвалидов 1 группы и приравненные к ней инвалиды 2 группы 3 степени в г. Москва. Решены вопросы по реабилитации инвалидов отдельных категорий в домашних условиях при помощи выездных мобильных бригад, скайп-технологий на дому, т.е. через интернет.
В учреждении всегда искали новые формы работы с клиентами. Больше экскурсий, путешествий по Москве, интерактивных мероприятий на различных городских площадках. Продолжили обучать пожилых граждан компьютерной грамотности (в течение года на курсах побывали 90 человек), по-прежнему плотно загружаем мероприятиями субботние дни.
В 2014 году была выстроена работа с Ассоциацией граждан города Москвы в поддержку социальной сферы на территории трех районов – это более 18 тыс. человек (по Новогиреево – 6 тыс.) Многие из них в течение года получили различные виды помощи. Треть из них участвовала в городских и районных мероприятиях, 270 новогиреевцев посетили с экскурсиями исторические места Москвы и Московской области. Организованно прошла выборная кампания в Московскую городскую Думу. Мы и сейчас продолжаем работу с Ассоциацией.
У нас хорошие деловые взаимоотношения сложились с местными исполнительными органами, в частности управами районов, в том числе Новогиреево, муниципальным округом, депутатским корпусом города и Российской Федерации, отделением внутренних дел, общественными организациями района и др. Мы очень ценим вашу поддержку и понимание.
2015 год межведомственное взаимодействие открывает большие возможности в социальном обслуживании, и мы будем максимально использовать этот ресурс.
Шестое – это массовые мониторинги, внедрение в деятельность учреждения принципиально новой технологии – социальной социологии. В 2013-2014 годах нами был осуществлен большой объем работы по выполнению постановления Правительства города Москвы, связанного с обследованием отдельных категорий граждан (в 2014 г. было 7 категорий) с целью выявления социального положения и нуждаемости в социальных услугах – по Новогиреево это 3.3 тыс. человек, к которым социальные работники выходили на дом для заполнения анкет. Треть из них – более тысячи человек - получила различную социальную помощь, – именно закрытием нуждаемости мы занимались весь минувший год.
А в целом из 15.7 тыс. граждан льготных категорий, состоящих на картотечном учете в Новогиреево, 85% - т.е. больше, чем каждый второй, -получили различные виды социальной помощи, и в практике учреждения это – беспрецедентно.
Седьмое – мы продолжили оказывать социальные услуги на платной основе.
Через это отделение в 2014 г. в ТЦСО «Новогиреево» было оформлено 425 договоров на оказание платных социальных услуг, на основании которых было оказано 3950 услуг на сумму 819.5 тыс. рублей. По сравнению с 2013 годом (366. 5 тыс. руб.) рост в денежном эквиваленте составил 223,6%.
Так что, если говорить в целом, оптимизация учреждения не только не стала критичной, как утверждали критики и скептики, но больше обрела: в виде новых технологий, высококвалифицированных кадров, нестандартных решений, эффективной практики и опыта.
С 1 января 2015 года вступил в силу федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который предусматривает введение ряда новых базовых понятий и внедрение в практику организации и управления в сфере социального обслуживания принципиально новых подходов.
В свете этого в Московской Государственной думе приняты поправки и изменения к закону «О социальном обслуживании населения города Москвы». И они в определенной степени революционны, как для клиентов, так и для самих работников. Так, отныне вся система социального обслуживания строится на двух базовых составляющих: бесплатные и платные социальные услуги. Мы переходим на новые нормативы социального обслуживания и профессиональные стандарты качества и эффективности работы с клиентами с привязкой к заработной плате сотрудников и с учетом независимой оценки качества работы учреждения со стороны попечительского совета, который создали в конце прошлого года.
Большой объем работы предусмотрен государственным заданием на 2015 год по социальным услугам населению. Впереди – празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Необходимо сосредоточиться на вопросах максимального качества обслуживания этой категории граждан, продолжить тесное сотрудничество с советом ветеранов района.
Мы продолжим расширять ассортиментную линейку услуг – сегодня их порядка 60 видов по основным направлениям. В первую очередь, хотим развивать те программы, которые уже успешно работают, в т.ч. волонтерство, техническая и социальная интеграция инвалидов, «социальный буфер» для пожилых и «социальные лифты» для семей с несовершеннолетними детьми.
Таким образом, перед нами стоят сложные задачи, которые в свете нового законодательства потребует абсолютно новых, но при этом зрелых практических решений. В штате учреждения работает немногим больше 500 человек (в Новогиреево- около двухсот), две трети из них – это социальные работники, специалисты по социальной работе, линейные руководители. Более 80% имеют высшее профессиональное образование по различным специальностям, менее 20% - среднее-специальное образование. Обучаются в различных вузах города Москвы 24 человека. 62 сотрудника прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности через процедуру аттестации, текучесть кадров в 2014 г. составила 12% (в 2013 г. – 15%).
Могу смело сказать, что коллектив учреждения – давно сложившаяся и проверенная команда единомышленников. В декабре мы завершили опытно-экспериментальную работу по разработке инструментария оценки качества и эффективности работы учреждения, которая продолжалась на нашей площадке три года. Комиссией из группы ученых ИПК этой работе была дана высокая экспертная оценка, а результаты работы стали достоянием московских центров социального обслуживания.
1